Музей имени Андрея Рублева — крупнейшее собрание произведений древнерусского искусства. Здесь хранится более 13 тысяч экспонатов — икон, фресок, рукописных и старопечатных книг, скульптур, предметов художественного литья и шитья.
В этом году музей отмечает 60-летний юбилей. Мы предлагаем познакомиться с необычной частью музейной коллекции — старинными фресками из разрушенных в разные годы храмов. Среди сохранившихся росписей — ранние работы иконописца XV века Дионисия, произведения изографов Оружейной палаты XVII века, мастеров разных городов Руси.
Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде. Образы святых
Лик святителя Ипатия Гангрского. Фрагмент росписи из церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199. Дар Георгия Костаки Музею имени Андрея Рублева
Храм Спаса Преображения на Нередице в Новгороде построили в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича. Расписали его год спустя новгородские иконописцы. Фресковый комплекс состоял из четырех ярусов — на каждом из них были изображены сцены из Библии, библейские пророки и святые. Живопись покрывала всю поверхность стен, столбов и купольный свод. В 1862 году художник Николай Мартынов перерисовал росписи акварелью. Спустя пять лет за эти рисунки художнику вручили медали на Всемирной выставке в Париже.
Фрески церкви Спаса Преображения стали одним из первых памятников древнерусского искусства, о котором узнали за пределами Российской империи. В XIX веке их изучали искусствоведы других стран, статьи о фресках публиковали в различных изданиях.
Во время Великой Отечественной войны церковь подвергалась артиллерийским обстрелам и была почти уничтожена. Уцелела часть стен с фресками — всего около 15% от первоначальной площади: в диаконнике сохранились изображения святых жен, в алтаре — образы пророка Илии и святого Петра Александрийского, а также на южной стене церкви — композиция «Крещение».
После войны из-под завалов удалось извлечь фрагменты штукатурки с росписями. В Музее Андрея Рублева можно увидеть образы «Святитель Дометиан Мелетинский» и «Святитель Ипатий Гангрский». Фрески попали в фонд из собрания коллекционера Георгия Костаки.
Церковь Спаса Преображения на Нередице восстановили и в 1992 году включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рождественский собор Пафнутьево-Боровского монастыря. Лик святого
Фрагмент росписи из Рождественского собора Пафнутиево-Боровского монастыря, Калужская область. Около 1474. Мастера Дионисий и Митрофан
Собор Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре в Калужской области построили в 1467 году. Из Жития святого Пафнутия известно, что росписи собора выполнили старец московского Симонова монастыря Митрофан и Дионисий — «живописцы хитрые в Русской земле». Другие работы Митрофана неизвестны. Дионисий же впоследствии стал одним из самых прославленных русских иконописцев. Росписи Пафнутьева монастыря — самая ранняя из его известных работ.
В те времена рисунок выполняли красками, разведенными на воде или извести. Известь также добавляли и в штукатурку, поэтому красочный слой прочно связывался с основой и долго не разрушался. В 1586 году храм разобрали на блоки, которые использовали при строительстве нового собора.
Когда в 1960-х годах здание реставрировали, ученые извлекли 29 белокаменных фрагментов, частично с фресками. Некоторые из них теперь хранится в Музее Андрея Рублева — именно здесь можно увидеть сохранившийся лик святого.
Церковь Рождества Богородицы Можайского Лужецкого монастыря. Образ святой Феклы
Святая Фекла. Фрагменты росписи из собора Можайского Лужецкого монастыря, Московская область. Середина XVI века
Рождественский собор в Лужецком монастыре в Можайске построили в 1542 году и вскоре украсили росписями. Исследователи предполагают, что сюжеты для фресок выбрал сам митрополит Московский и всея Руси Макарий.
Храм простоял три века. В 1812 году солдаты наполеоновской армии разграбили и подожгли его. Часть фресок была уничтожена огнем. Отреставрировали собор только в середине XX века.
Фреску из этого храма Музей Андрея Рублева выкупил у одного из московских коллекционеров в 2004 году. Она состояла из множества мелких фрагментов, однако искусствоведы установили, что на фреске изображена святая Фекла.
Читайте также:
- История исламской культуры в 5 музейных экспонатахКартина в деталях: историческое полотно Николая ГеКартина в деталях: «Тройка» Василия Перова
Собор Чуда Архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря. Образ апостола Петра
Святой апостол Петр. Фрагмент росписи из собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля. Первая половина XVII века
Каменный собор Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле построили итальянские зодчие в 1501–1503 годах. Расписывали его значительно позже — в следующем столетии.
В конце 1929 года храм решили снести, а на этом месте построить новый административный корпус Кремля. Фрески со стен разрешили снять, однако реставраторы смогли спасти только часть фрагментов: храм взорвали ночью без предупреждения. Росписи, которые успели снять, художники восстановили и отправили в музеи: Государственную Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей и Государственный Русский музей. В Музее Андрея Рублева хранятся две фрески из этого собора.
Троицкий собор Макарьевского монастыря в Калязине. Фрагменты росписей
Апокалипсис. Роспись западной стены Троицкого собора Макариева Калязинского монастыря, Тверская область. 1654. Архивное фотоСвятые апостолы. Фрагмент росписи из Троицкого собора Макариева Калязинского монастыря, Тверская область. 1654Роспись южной стены Троицкого собора Макариева Калязинского монастыря, Тверская область. 1654. Архивное фото
Макарьев монастырь был основан в XV веке. На протяжении многих веков русские правители приезжали сюда поклониться мощам преподобного Макария, основателя обители. Пятиглавый Троицкий собор в монастыре построили в 1654 году на средства царя Алексея Михайловича. Расписали его в тот же год. Иконописцы изобразили святых апостолов, композицию «Введение во храм» с образами святых Иоакима и Анны, другие библейские сцены. На стене храма оставили надпись, в которой указали имена 17 мастеров, выполнявших эту работу. Среди них были известные в те годы иконописцы Оружейной палаты Василий Ильин и Иван Филатьев, которые до этого украшали Архангельский собор Московского Кремля.
Троицкий собор разделил печальную судьбу многих храмов Поволжья, которые были затоплены при строительстве гидроэлектростанций. Здание оказалось на дне Угличского водохранилища. До затопления ученые смогли отделить большую часть росписей от стен. Работы вели зимой: на красочный слой намораживали ткань и затем откалывали штукатурку.
В наши дни фрагменты хранятся в разных музеях страны. Часть из них подобрал местный собиратель старины В. Троицкий. Его дочь передала их Музею Андрея Рублева.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Юрьевце. Фресковый иконостас
Святой апостол Иоанн Богослов. Фрагмент росписи предалтарной стены (иконостаса) из церкви Благовещения, Юрьевец, Ивановская область. Первая треть XVIII векаВведение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент росписи предалтарной стены (иконостаса) из церкви Благовещения, Юрьевец, Ивановская область. Первая треть XVIII векаСвятой апостол Павел. Фрагмент росписи предалтарной стены (иконостаса) из церкви Благовещения, Юрьевец, Ивановская область. Первая треть XVIII века
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Юрьевце Ивановской области возвели в начале XVIII века. Она стала первой каменной постройкой в городе. Храм отличался внешним декором в духе московских церквей: верхнюю часть стен отделали изразцами и резными кокошниками.
Первый иконостас в церкви был фресковым. Он состоял из пяти ярусов икон — их написали прямо на стене, которая отделяла алтарь от основной части храма. Позже здесь соорудили резной золоченый иконостас, который закрыл стенную роспись.
После революции здание переделали под хлебозавод, а фрески закрасили. В 1952 году начали строить Нижегородскую гидроэлектростанцию, и место, где стояла церковь, должно было затопить водохранилище. В 1953 году реставраторы начали снимать грунт с живописью со стен. Сначала использовали способ намораживания ткани, а после, когда морозы спали, марлю крепили на мучной клей. Всего исследователям удалось сохранить две трети иконостаса. Сегодня это один из немногих сохранившихся фресковых иконостасов и единственный, который можно увидеть в стенах музея, а не в храме.
Церковь Воскресения Христова в Пучеже. Росписи 1789 года
Грешник (клеветник и клятвопреступник). Фрагмент композиции «Страшный суд» из церкви Воскресения Христова, Пучеж, Ивановская область. 1789. Артель Дмитрия Иконникова, ЯрославльКорабль веры. Фрагмент росписи из церкви Воскресения Христова, Пучеж, Ивановская область. 1789. Артель Дмитрия Иконникова, ЯрославльГрешник (сребролюбец и лихоимец). Фрагмент композиции «Страшный суд» из церкви Воскресения Христова, Пучеж, Ивановская область. 1789. Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль
Церковь Воскресения в поволжском городе Пучеже построили в 1717 году. Расписали ее фресками в стиле барокко уже в конце XVIII столетия. На стенах храма можно было увидеть сюжеты страстей Христовых, евангельских притч и сказаний, а также иконы Богоматери. Несколько аллегорических композиций — «Корабль веры», «Лекарство душевное», «Суд Божий над Вавилоном» — художники позаимствовали из популярной в те годы западноевропейской гравированной Библии Вайгеля.
В начале 1950-х годов на Волге начали строить плотину, и храм должно было затопить водохранилище. Поэтому летом 1954 года реставраторы Никита Тилин и Сергей Чураков сняли часть росписей со стен. Им удалось сохранить около 80 квадратных метров фресок. В 1959 году их передали в Музей Андрея Рублева.
Благодарим сотрудников Музея имени Андрея Рублева Ларису Антонову и Светлану Липатову за помощь в подготовке публикации.
Фотографии предоставлены Музеем имени Андрея Рублева.
Беседовала Лидия Туляганова
Источник: