История музыкальных плееров: от восковых проигрывателей Эдисона до CD и DVD — ochenvkusnyerecepty.ru

С появлением стриминговых сервисов, которые позволяют слушать песни по подписке, зачастую мы прослушиваем сотни композиций, огромный процент которых мы забываем на следующий день. Плохо ли это? На этот вопрос каждый должен ответить сам. Мне кажется, что нет, ведь это просто следствие нашего развития, появления цифровых технологий. Поразительно, что сегодня у каждого из нас в кармане находится смартфон, который хранит в себе огромное количество знаний за все времена, бесчисленное количество книг, фильмов и музыки. Но так было не всегда. Давайте вернёмся на пару веков назад, к тому времени, когда только-только появился первый музыкальный проигрыватель.

Начнём мы с первых устройств звукозаписи. Самый первый девайс, именуемый «фонографом», был создан знаменитым американским ученым, изобретателем Томассом Эдисоном. В качестве носителей звука использовались восковые диски, на которые тонкой иглой наносился рельеф, который при последующем воспроизведении обращал трение считывающей иглы в звук. Качеством такие записи не блистали, что неудивительно, однако без этого устройства, вероятно, не было бы дальнейшего развития звукозаписи.

Фонограф был изобретен Томасом Эдисоным во время работы над двумя другими устройствами — телефоном и телеграфом. Ученый вдохновился идеей создать устройство, способное записывать сообщения в виде углублений на бумажной ленте, которые, впридачу, можно было бы отправлять с помощью телеграфа практически в любую точку мира. Процесс работы натолкнул Томаса на мысль о том, что можно создать устройство, способное записывать на физический носитель сам телефонный разговор. Он продолжал эксперименты с бумажной лентой. В качестве покрытия учёный решил использовать парафин. Механизм заработал — голос создавал колебания, которые передавались на специальный держатель с иглой, который очерчивал вибрации на бумаге.

Позднее Эдисон решил поэкспериментировать с носителем, выбрав для этого уже не бумагу, а оловянную фольгу. Механизм самого устройства для записи не изменился — когда кто-то говорил в рупор, вибрации от речи приводили в движение иглу, которая после очерчивала углубления на металлическом корпусе цилиндра. Когда набросок чертежа устройства был готов, Эдисон отдал его своему другу — механику Джону Круези. Как только Джон собрал аппарат, Эдисон решил незамедлительно его протестировать. Выходит, что первой в мире записанной и воспроизведенной фразой c носителя является строчка из детского стихотворения. После этого Эдисон запатентовал изобретение и пошел демонстрировать устройство к представителям разных изданий.

Журналисты были впечатлены работой фонографа. Новость об изобретении облетела все страны. В одном из интервью Эдисон выделил основные варианты использования созданного им устройства. Среди них были отмечено прослушивание аудиокниг, музыки, а также лекций. После этого, Эдисон ушел в работу над другими электронными устройствами, а свою фирму, занимавшуюся производством фонографов, продал Джесси Липинктону. Тем временем другие умельцы, желавшие подзаработать над изобретенной концепцией, стали краптеть над музыкальными автоматами, или, как их еще называют, «Джукбоксами» (англ. Jukebox).

Во время презентации Томасом Эдисоном фонографа в париже в 1889 году один из присутствующих — Луис Гласс — во время демонстрации подумал о совмещении фонографа с монетоприемником. Спустя некоторое время, Луис принялся за разработку такого аппарата. Когда первые музыкальные автоматы появились на свет, они предлагали посетителям разных заведений, за небольшую плату, воспроизведение предложенной музыки, которая была бы клиенту по вкусу. Изначально, в музыкальных автоматах, были небольшие двухминутные записи с довольно простой мелодией. Композиции, как правило, записывались местными музыкантами по запросу владельца заведения.

К 1910 году музыкальные автоматы были усовершенствованы, в связи с чем на смену оловянным цилиндрам пришли граммофонные пластинки. Клиентам стали доступны десятки разных композиций на выбор. Качество воспроизведения, при этом, также было улучшено. Джукбоксы были местом притяжения посетителей ярморок, пабов и гастрономий. Все описанное относится к механическому типу аудиозаписи, и существует он до сих пор. По статистике, за последние несколько лет, спрос на классические виниловые пластинки начал расти. Видимо, ценителей лампового, аналогового звука среди меломанов становится все больше и больше. Важно отметить, что проблемой первых виниловых пластинок, помимо довольно скудного звука, была весьма короткая длительность воспроизведения и записи. К примеру, на одной стороне на первых пластинках можно было записать от силы 3-10 минут аудио. Однако все изменилось с появлением нового формата звукозаписи LP (англ. Long Play). Да, на русский это все переводится как «долгоиграющий». Благодаря новому стандарту, на винил-пластинке стало возможно записывать до 60 минут аудио. Это было что-то невероятное. Разработал эту технологию, кстати, американский инженер Питер Карл Голдмарк во время работы в компании Columbia Records в 1948 году.

Однако следующим переломным моментом в развитии аудиотехники стало изобретение магнитного способа записи и воспроизведения композиций.

Самые первые магнитные ленты были впервые разработаны в двадцатые годы прошлого века немецким инженером Фрицом Пфлеймером. В качестве основных материалов для их производства использовалась бумажная лента с магнитным напылением. В начале 1932 года немецкая компания AEG заинтересовалась разработкой Фрица и принялась за работу над устройством для записи и воспроизведения аудиоинформации с магнитных лент. Кстати, патент на изобретение Пфлеймер подал в 1928-м, однако спустя восемь лет, в 1936 году, выяснилось, что подобную идею ранее запатентовал другой инженер — Вальдемар Поульсен из Дании в1898 году. В связи с этим германский национальный суд аннулировал права Фрица Пфлеймера на изобретение. Так что отцом аналоговой записи информации на магнитные носители нужно считать Вальдемара Поульсена. Постепенно формат магнитных носителей стал использоваться в видеомагнитофонах и даже компьютерах. Самые первые ЭВМ для хранения данных использовали именно бабины с магнитными лентами.

Формат магнитных носителей довольно долго не собирался исчезать. Знаменитый ZX Spectrum, который славился небольшой ценой, а также компактными габаритами был хитом у энтузиастов, а в качестве считывателя использовался слот, в который вставлялись компакт-кассеты. Но о них чуть позже. Развитие магнитных носителей сделало не только прослушивание аудио более удобным, но и облегчило работу над ним. Звукорежиссеры получили возможность работать с несколькими лентами, на которые стало возможно записывать дорожки отдельных инструментов. Кроме того, стал доступен монтаж.

Те самые маленькие пленочные кассеты появились в начале 1960-х годов. Компанией, которая придумала новый формат, является нидерландский гигант Philips. Появление компакт-кассет сподвигло производителей аудиотехники начать разработку портативных аудиоплееров. Одним из первых магнитофонов с поддержкой формата компакт-кассет является Philips EL3302. На рынке он появился в 1968 году. Несмотря на явное превосходство над другими устройствами, девайс от Philips не произвел особого влияния на индустрию, однако это удалось сделать японской корпорации Sony. Появившийся в 1979 году Sony Walkman TPS-L2 произвел фурор. Отныне любители музыки, могли слушать композиции своих любимых исполнителей где угодно. Раньше для этого требовались довольно массивные стационарные ленточные магнитофоны с серьезной акустикой. Walkman же в основном использовался с портативной гарнитурой. Качество звука при этом у компактного решения было сносным. С развитием индустрии, качество воспроизведения становилось все лучше и лучше от одной модели к другой.

После компакт-кассет наступила эпоха компакт-дисков, да-да, тех самых CD. Популяризаторами формата принято считать компании Sony и Philips. Однако, как оказывается, общая концепция оптической записи информации на носители была придумана американским инженером Джеймсом Расселом в 1965 году. Это подтверждают поданные им заявки на патент в 1966 и 1969 годах. Однако разработчиками этих так называемых «холодных» лазеров, которые стали использоваться в технике с поддержкой оптических дисков, являются советские ученые Александр Прохоров и Николай Басов. В 1964 году оба изобретателя даже были номинированы на Нобелевскую премию.

Благодаря новому принципу записи данных, компакт-диски первого поколения позволяли записывать до 650 МБ информации. То есть, на один диск можно было записать примерно один час аудио, чего вполне хватало для какого-нибудь альбома. Самым первым аудиодиском, появившимся в продаже, был альбом «The Visitors» легендарной группы ABBA. Позднее вклад в популяризацию компакт-дисков и оптических приводов внесли крупные IT-компании. К примеру, Джон Скалли, бывший глава корпорации Apple, в 1987 году заявил журналистам, что оптические носители со временем произведут революцию в сфере электронных устройств. В общем-то, так и случилось. Если говорить в рамках темы музыки, то следующим переломным моментом стало появление нового цифрового формата — MP3.

Благодаря ему, качество аудиозаписей на CD возросло, что сделало их привлекательными для меломанов. Позднее, как и с магнитными лентами, а также кассетами, компакт-диски стали применяться в качестве носителей для всех форматов данных, не только аудио. Следовательно, увеличивался требуемый объем для хранения данных, а это стало причиной для разработки новых форматов, например, такого гиперпопулярного, как DVD. Его преимущество заключается в более плотной структуре рабочей поверхности на фоне обычного CD. Здесь имеется ввиду то, что DVD-диск, несмотря на одинаковый размер, имеет большее количество так называемых впадин на поверхности, которые считываются лучом лазера.

Вдаваться в довольно скучные технические подробности строения считывающего устройства я не буду, важно знать две вещи — в его устройстве присутствует лазер, а также фотоэлемент, который улавливает отражения лазера, а после преобразует световые колебания в электромагнитную волну. Сами диски, в свою очередь, под защитным слоем пластика имеют отражающий слой алюминия на внутренней поверхности диска. На этой поверхности, собственно, во время записи, при помощи лазерного луча создаются микроскопические дорожки и углубления. Во время считывания, когда лазер попадает на отражающую поверхность, покрытую этими самыми дорожками, каждый выступ отражает луч на считывающий элемент, после чего компьютер преобразует световые колебания в электромагнитную волну. При чередовании выступов и впадин можно получить синусоиду, которую вычислительный блок электронного устройства преобразует в двоичный (бинарный код).

Так вот, DVD-диск имеет меньший размер этих самых выступов и впадин, что при равной площади с CD-дисками позволяет разместить их в большем количестве, и, как следствие, увеличить объем, выделенный для хранения цифровой информации. Примечательно, что в свое время первые DVD-диски (не путать с CD) стоили порядка 50 долларов, а стоимость DVD-проигрывателей могла достигать отметки в 20 тысяч долларов, что по сегодняшним меркам кажется безумно дорогим. Оптические форматы носителей также стали применяться в мультимедийных плеерах со встроенными жесткими дисками.

Одним из самых популярных плееров такого формата стал самый первый iPod, представленный компанией Apple в октябре 2001 года. Благодаря встроенному жесткому диску, плеер имел объем памяти от 5 до 10 ГБ, что позволило пользователям носить у себя в кармане устройство, на которое можно записать десятки альбомов своих любимых исполнителей. Именно эту особенность компания из Купертино эксплуатировала в рекламных роликах нового устройства. Позднее в плеерах стали использовать флеш-память, благодаря чему объем встроенного хранилища не зависел от размеров гаджета. Так на свет появились компактные плееры iPod Shuffle и прочие.

Сегодня же в качестве основных устройств для прослушивания музыки, среднестатические пользователи используют смартфоны. С появлением цифровых форматов музыки, а также с распространением интернета, стали появляться цифровые площадки для продажи музыки — к примеру, iTunes Store. В 2006 году появился Spotify — самый первый сервис для потокового прослушивания музыки по подписке. Сегодня, культура потребления музыки изменилась, теперь, чтобы насладиться новым релизом любимого исполнителя, не нужно толкаться в очередях за пластинку, кассету или диск. Хватит того, чтобы сделать два клика — и это не может не радовать. Такой прогресс идет явно на пользу. Однако то, как изменится индустрия потребления музыки в ближайшие несколько лет, пока не понятно.

Источник: trashbox.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий