Российские кросотки: купчихи и сударыни на картинах — ochenvkusnyerecepty.ru

Купчиха Бориса Кустодиева за обильным столом, торговые династии, которые писал Василий Тропинин, и молодые девицы с полотен Константина Маковского. Читайте, как российские живописцы изображали российских красавиц: кто им позировал, кто заказывал портреты, откуда брался шикарный реквизит и как продавались известные картины.

Кустодиевские кросотки

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (фрагмент). 1918. Муниципальный Российский музей, Санкт-ПетербургБорис Кустодиев. Провинция. 1910. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, ЕкатеринбургБорис Кустодиев. Купчиха с покупками (фрагмент). 1920. Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь

Живописца Бориса Кустодиева завлекали темы, связанные с российской провинцией. Живописец изображал калоритные сцены чаепитий, народных гуляний, ярмарок. Негоциантов и купчих мастер писал бодрствующими, сильными, прекрасными и наряженными — в дорогих мехах, шикарных шалях, шелковых платьицах и драгоценностях. Они будто бы застыли в медленном и стабильном укладе дореволюционной жизни с его ординарными и духовными наслаждениями. В видах негоциантов художника завлекали их вкусы, обычаи и близость с народом: почти все были выходцами из фермерской среды.

Картина «Купчиха за чаем» — одно из самых узнаваемых полотен Кустодиева. Живописец изобразил пышную молоденькую даму: она посиживает за столом, возможно, на балконе либо террасе, на фоне городского пейзажа. Румяная купчиха пьет чай из блюдца, белизну ее плеч подчеркивают складки темного бархатного платьица. Перед героиней расположился сверкающий самовар с чайником, кружевная посуда, сладости и фрукты. Картина иллюстрирует прежнюю богатую жизнь купечества.

Полотно живописец сделал опосля Октябрьской революции, в 1918 году. Кустодиев в то время уже тяжело болел и был прикован к инвалидной коляске. Позировала ему баронесса Галина Адеркас, она не была купчихой, а происходила из древнего баронского рода. Адеркас жила по соседству с художником и на тот момент обучалась в мед вузе. «Купчихе» Кустодиев прибавил возраста: на эскизах к картине модель смотрится молодее, чем на холсте. Это полотно получило положительные отзывы критиков и живописцев, участвовало в выставках в Рф и за рубежом.

Торговые династии кисти Василия Тропинина

Василий Тропинин. Портрет негоцианта Александра Сапожникова. 1826. Муниципальный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВасилий Тропинин. Свадьба в селе Кукавке Подольской губернии. 1821. Муниципальная Третьяковская галерея, МоскваВасилий Тропинин. Портрет купчихи Екатерины Карзинкиной в российском костюмчике (фрагмент). 1838. Муниципальный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Негоцианты нередко заказывали портреты собственных родственников. Огромное значение заказчики присваивали портретному сходству. Часто в их виде сохранялись черты, идущие от крестьянского уклада: они носили бороды и классическую одежку. Живописец Василий Тропинин писал и столичных негоциантов, и торговцев из остальных городов и губерний — даже из отдаленных районов Поволжья и Сибири. Живописец был так популярен, что полотна ему заказывали даже старообрядцы, хотя их традиции портретов не одобряли.

Тропинин писал членов узнаваемых семей — Шестовых, Кусовых, Билибиных. Известными заказчиками были Киселевы из городка Шуи. Их торговую династию основал прошлый крепостной Максим Киселев, детки унаследовали и продолжили дело отца: вели торговлю пряжей для сукна. Внук, Диомид Киселев, был уже негоциантом I гильдии, которые составляли особенный знатный класс: торговые обороты их были огромны, видных представителей класса приглашали на официальные мероприятия и балы при дворе. Тропинин не раз писал его супругу и остальных Киселевых. С течением времени члены купеческой семьи стали большенными почитателями и друзьями мастера, а в их доме в Шуе хранилась коллекция полотен Тропинина.

Портрет юный купчихи Екатерины Карзинкиной из семьи торговцев чаем заказали в память о ее присутствии на придворных торжествах. Тропинин запечатлел ее в российском костюмчике, который вошел в моду при дворе Николая I. Платьице из голубого бархата украшают воздушные рукава и вуаль: их полупрозрачными складками мастер передал женственность и притягательность юной модели.

Негоцианты Андрея Рябушкина

Андрей Рябушкин. Столичная улица XVII века в торжественный денек (фрагмент). 1895. Муниципальный Российский музей, Санкт-ПетербургАндрей Рябушкин. Семья негоцианта в XVII веке (фрагмент). 1866. Муниципальный Российский музей, Санкт-ПетербургАндрей Рябушкин. Воскресный денек (фрагмент). 1889. Новгородский муниципальный объединенный музей-заповедник, Величавый Новгород

Живописец Андрей Рябушкин писал жанровые и исторические картины и изображал быт москвичей XVII века. В работе «Семья негоцианта в XVII веке» Рябушкин сделал образ патриархальной семьи допетровской эры, хотя создавал он картину в конце XIX столетия. Живописец кропотливо прописал детали одежки. Глава семейства в центре изображен в рубашке с орнаментом и отороченной мехом шубе. Вокруг него — родственники в дорогих облачениях по моде тех пор. Спектр картины построен на сочетании желтоватых, бардовых, белоснежных и зеленоватых цветов, это присваивает полотну необыкновенную декоративность. Картина Рябушкина участвовала во Глобальной выставке в Париже, где была удостоена знатных отзывов.

Читайте также:

    Иностранное искусство в Радищевском музее5 живописцев, которые вышли из крепостныхОт Энгра до Мунка: 5 экспонатов Пушкинского музея и их история

Живописец изучал быт допетровской Руси — и царей, и обычного народа, — читал труды историка Ивана Забелина и стремился буквально воссоздать исторические детали. Когда полотно в первый раз возникло на выставке, у гостей оно вызвало недоумение: купчихи на полотне Рябушкина были ярко накрашены. Но из записок путников тех пор понятно, что почти все дамы на Руси белились, румянились и сурьмили брови — и нередко чрезвычайно. Над теми, кто не следовал моде, глумились. Изображая исторический быт, живописец числился и с модой на косметику.

Живописец задумывал сделать серию полотен с обычными представителями различных сословий — вельможи с семьей, королевскую фамилию, — но так и не выполнил свою затею.

Самая популярная сударыня российского искусства — Морозова

Василий Суриков. Боярышня в фиолетовой душегрее (фрагмент). Этюд для картины «Сударыня Морозова». 1886. Муниципальная Третьяковская галерея, МоскваВасилий Суриков. Сударыня Морозова (фрагмент). 1884–1887. Муниципальная Третьяковская галерея, МоскваВасилий Суриков. Боярышня со скрещенными на груди руками (фрагмент). Муниципальная Третьяковская галерея, Москва

Василий Суриков писал масштабные исторические полотна: на их живописец изображал прошедшее Рф. Одна из самых узнаваемых работ художника — картина «Сударыня Морозова». Суриков писал ее четыре года, сделал огромное количество эскизов. На этюдах «Боярышня в фиолетовой душегрее», «Боярышня со скрещенными на груди руками» изображены юные российские кросотки, застывшие в испуге и изумлении. Творческие поиски мастер продолжил и на холсте: он три раза менял размер полотна.

Картина ведает о событиях церковного раскола XVII века. Феодосия Морозова — активная представительница старообрядчества, дама страстная и фанатичная, которая не поддержала реформ церкви. За приверженность к «прежней» вере и конфликт с царем ее арестовали, лишили имения и сослали в монастырь, в ссылке она скончалась.

Сударыня на холсте изображена в центре композиции лицом к массе, она закутана в черную шубу. Собравшиеся глядят на нее с состраданием, к Морозовой обращены благословения и поклоны. Но взор героини устремлен поверх голов. Она полулежит на дровнях с травой, рука высоко поднята в двоеперстии — особенном старообрядческом жесте для благословения либо крестного знамения. Ей соболезнуют представители различных сословий: нищие, монахини, странники, знатные юные боярышни в шубках и цветных платках.

Очаровательные боярышни Константина Маковского

Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке (фрагмент). 1883. Музей Хиллвуд, Вашингтон, СШАКонстантин Маковский. Поцелуйный ритуал (фрагмент). 1895. Муниципальный Российский музей, Санкт-ПетербургКонстантин Маковский. Боярышня. За чаем (фрагмент). 1914. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

Живописец Константин Маковский происходил из творческой семьи. Его отец Егор Маковский — один из основоположников Столичного училища живописи, ваяния и зодчества — был родоначальником династии живописцев. Сыновья Константин, Николай и Владимир стали живописцами.

Константин Маковский заходил в объединение художников-передвижников. Живописец был популярен, он создавал исторические полотна и портреты, за которые ему щедро платили. В 1880-х живописец отдалился от передвижников и увлекся «боярским жанром». На полотнах «Боярский свадебный пир в XVII веке», «Поцелуйный ритуал» Маковский кропотливо выписал аспекты — костюмчики персонажей, детали интерьера. Он собирал древние предметы быта и употреблял их в собственном творчестве, делая зарисовки для жанровых полотен.

Константин Маковский сделал целую серию образов боярышень: на картине «Боярышня. За чаем» живописец изобразил русскую кросотку, которая услаждается чаепитием. Она посиживает за столом, перед ней лежат сладости, в руках — чашечка с чаем и блюдце. Богатая одежка, декорации и головной убор молвят о том, что героиня принадлежит к безбедной семье.

Для почти всех дамских образов позировала жена художника Юлия Маковская. Полотна «боярского жанра» брали зарубежные ценители, почти все из картин мастера оказались за рубежом, а живописец стал обширно известен в Европе и США.

Создатель: Маргарита Ковынева

Источник: culture.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий